Что, что... Юрий Якимов и я вслед за ним давно уже пытаемся объяснить: был Световой Агрегат - излучающий свет объект предположительно неземного происхождения. В какой-то момент времени он улетел (находился на земле или - скорее - был зависшим над нею). Этот старт и видела группа Шумкова.
Ну веселитесь, чё, мне не жалко :) По физике у меня по жизни была тройка, поэтому я никогда и не лезу спорить в этих аспектах с китами типа Пеппера. Но это - с китами. А Вас я китом физики тоже не считаю :) Да и математики тоже, иначе Вы бы самостоятельно, без подсказок меня или Хельги
вычислили бы, что с Чистопа "ракету" на ХЧ увидеть невозможно даже в идеальных атмосферных условиях.
Грех не "не изучать" тур.опыт. Грех - это отрицать, что ракетница, видимая МАКСИМУМ за 7 км (хорошо, даже за 10), невозможно увидеть с 25.
Вы же не станете теперь утверждать такое?
А у меня вот - строго наоборот.
У Вас помимо математической слабости еще и слабость в области логики :) Я что-то не пойму - в чем связь подсказанной Вами теоретической возможности наличия записки на Отортене и моего несогласия с возможностью "сигнальной ракеты на ХЧ"?
То что у Вас тройка по физике не должно усугубляться отсутствием навыков поиска инфы на полях интернета.
Итак. Вот то, что и Вы не особо напрягаясь могли найти в противовес заявляемой Вами максимальной видимости сигнальной ракеты в горах зимой ночью в местности всей покрытой снежным покровом. Читайте - поднимайте уровень Ваших научных знаний, тем паче Вы вроде себя позиционируете как человека с военным опытом, ну пусть даже небольшим и некадровым.http://www.raaar.ru/zeml/znaki/signal_1_2.html"...Специальные средства для подачи сигналов.
Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:
Приёмопередатчик (уоки-токи) - может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.
Радиомаяк - передаёт только тональный сигнал.
Радиостанция - в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.
Сигнальные факелы - факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного применения - дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.
Сигнальные ракеты - помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.Трассирующие пули - при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолёт!
Морской маркер - тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.
"Павлиньи Перья" - маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску - с одной стороны синюю, с другой - жёлтую.
Средства подачи световых сигналов - свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.
Свисток - весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.
Сигнальное зеркальце - световой "зайчик" от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров..."
http://www.spec-naz.org/forum/messages/forum19/topic235/message6408/#message6408"...Между тем, существует целый арсенал средств привлечения внимания
спасательных команд, а также случайно оказавшихся в районе бедствия
самолетов, вертолетов, судов. Не станем описывать сложные сигналы
бедствия, требующие применения специальных радио- и светосигнальных
средств. Расскажем о простейших.
*Пиротехника*. Мало найдется аварийных наборов, в комплект
которых не входили бы одна или несколько парашютных ракет. Для того,
чтобы привести ракету в действие, надо зажать ее в левой руке,
оттянуть защитный колпачок, направить сопло в небо и выдернуть
запальный шнур. Сигналом бедствия в данном случае служит красная,
малиновая одно- или многозвездочная яркая вспышка в небе. В некоторых
случаях - сочетания ракет других цветов. К недостаткам ракет можно
отнести их значительные размеры и вес.
Сейчас вместо парашютных ракет иногда используются небольшие
патроны-мортирки, запускаемые с помощью специального механизма
размерами чуть больше авторучки. При выстреле мортирка, взрываясь на
высоте 50-75 метров, образует яркую "звездочку".
Заслуженным признанием пользуются патроны сигнальные
ночного-дневного действия (ПСНД). Принцип действия у них тот же, что и
ракет. Патрон приводится в действие выдергиванием запального шнура.
Предел обнаружения ночного сигнала (ярко-оранжевое или малиновое
пламя) достигает 10-15 километров. Дневной сигнал (малиновый дым)
хорошо различим на фоне снега льда, воды, но, например, в песках
пустыни или густолесье его можно не заметить в трех сотнях шагов.
Действие сигнального патрона кратковременно - не более 10-20 секунд.
Кроме того, существуют специальные фальшфейера, факел-свечи,
дымовые шашки, которые горят дольше, иногда до десяти и более минут.
*Необходимо помнить, что парашютные ракеты, ПСНД и некоторые
другие пиротехнические сигнальные средства конструктивно подготовлены
к выстрелу и поэтому обращаться с ними следует как с заряженным
оружием, соблюдая особую осторожность! В случае осечки патроны
выбрасываются. Пытаться ремонтировать их крайне опасно и поэтому
недопустимо*.
Для подачи сигнала бедствия, особенно дымового, следует выбирать
возвышенные точки рельефа. При этом надо стараться, чтобы с
подветренной стороны было открытое пространство - водоем, ледник,
поляна.
При подаче сигнала всякое пиротехническое средство следует
держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной
стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и
огнебоящиеся предметы. Категорически недопустимо направлять ракеты и
патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов!
Кроме прямого назначения пиротехнические сигнальные средства
могут с успехом использоваться для отпугивания хищных животных - белых
и бурых медведей, волков и пр.
И еще один очень важный совет. Большинство пиротехнических
средств обладает разовым действием, то есть, подав сигнал один раз,
повторить его невозможно. Поэтому подавать сигнал надо с максимально
близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его заметят.
Если необходимость в подаче сигнала отпала, запальный шнур с кольцом
надо осторожно уложить в гнездо и завинтить защитный колпачок.
Во время движения сигнальные средства необходимо хранить в
защищенном от ударов и атмосферных осадков, и в то же время,
легкодоступном месте.
*Сигнальное зеркало*. Инженеры подсчитали, что яркость светового
сигнального зайчика при угле стояния солнца в 90 градусов составляет
без малого семь миллионов свечей! Вспышка сигнального зеркала в
безоблачный солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на
высоте 1-2 километра на расстоянии в 20-25 километров, а в некоторых
случаях - до 40 километров. Кстати, сигнальным зеркалом можно давать
аварийный сигнал не только днем, но и ночью в полнолуние. Опишем три
типа зеркал.
Сигнальное зеркало с целиком представляет из себя металлическую
пластину, отполированную с одной стороны до зеркального блеска. В
центре пластины находится круглое, чуть больше спичечной головки,
отверстие. Через это отверстие и отверстие в удерживаемом с наружной
стороны зеркала целике следите за движением интересующего вас объекта
(самолетом, судном, человеком). Одновременно поймайте отраженный от
поверхности зеркала "зайчик" на целик. На нем же - целике - найдите
тень от крестообразной насечки, нанесенной на рабочей поверхности
зеркала. Совместите центр насечки с отверстием на целике и продолжайте
следить за объектом.
Двойное сигнальное зеркало состоит из двух соединенных друг с
другом с помощью небольших петель зеркальной и матовой створок. В
аварийной ситуации матовую створку можно изготовить из куска фанеры,
пластмассы и даже толстого картона. Соответственно петли можно сделать
из свернутой в кольца тонкой металлической проволоки или "сшить"
створки с помощью крепкой нити. Чтобы подать сигнал, раскройте створки
до упора (примерно под углом 60-70 градусов) и через отверстие,
проделанное в центре зеркала, следите за целью. Видимое с обратной
стороны зеркала солнечное пятно, упавшее на матовую створку,
совместите с отверстием. Следите за движущейся целью, непрерывно
совмещая пятно с отверстием.
Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из отполированной
с двух сторон до зеркального блеска металлической пластины размером с
книгу среднего формата. Понятно, что чем лучше отполирована рабочая
поверхность зеркала, тем дальше виден световой сигнал. В центре
пластины пробейте круглое, диаметром 5-7 мм отверстие. Взяв зеркало,
через отверстие наблюдайте за самолетом (судном). Не теряя объект
слежения, поворачивайте зеркало к солнцу. Найдите световой блик
(проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде.
Зеркальное отражение блика на обратной поверхности зеркала совмещайте
с отверстием. При совпадении отверстия с отраженным бликом световой
сигнал направлен на самолет.
Сигнальное зеркало в работе - достаточно сложный "инструмент" (по
крайней мере, сложнее ракеты, где для 1 подачи сигнала достаточно
дернуть за пусковой шнурок), поэтому научиться с ним обращаться
желательно заранее, а вникать в инструкцию в тот момент, когда над
головой гудит самолет, поздно. Чтобы понять принцип работы зеркала,
необходимо потренироваться в подаче сигнала, используя в качестве
объекта слежения близко расположенный предмет, на котором будет хорошо
различим сигнальный зайчик.
Самодельное сигнальное зеркало можно изготовить из жести,
металлической фольги, обертки от шоколада и конфет, нескольких обычных
карманных зеркал, сколов слюды и т.п. Далеко виден блеск широкого
лезвия ножа, дна консервной банки, полотна пилы и пр.
Светоотражающие свойства металлической фольги можно с успехом
использовать не только в сигнальных зеркалах. Например, в
непосредственной близости от лагеря будет полезно развесить полоски
фольги на ветках одинокостояшего дерева. Блестя на солнце, они будут
издалека привлекать внимание.
С той же целью можно раскладывать на склонах холмов листы фольги,
предварительно несильно их смяв для образования множества отражающих
плоскостей.
Наконец, можно прикрепить фольгу к куску фанеры, доске или
раздвоенной на конце ветке и полученную блестящую пластину свободно
подвесить на открытом месте на верхушке вбитого в землю высокого
шеста. Пластина, постоянно вращаясь на ветру, будет давать хорошо
заметные световые сигналы.
Назовем еще одно детское развлечение, призванное служить спасению
людей - воздушный змей. Раму, сделанную из нескольких тонких дощечек,
надо обтянуть легкой бумагой, тканью или полиэтиленом и вот уже над
лесом парит издалека заметный воздушный змей. Если к "хвосту" змея
привязать полоски пестрой ткани или фольги, он станет более заметен.
Можно также посоветовать возле лагеря, на вершинах
отдельностоящих или возвышающихся над лесным массивом деревьев,
повесить флаги-сигналы, сшитые из пестрых кусков ткани, из распоротых
палаток, одежды.
Хорошо различимы сверху большие оранжевые или пестрые полотнища,
растянутые с помощью длинных веревок над озером или рекой параллельно
поверхности воды. Одна сторона полотнища привязывается к кустам и
деревьям, растущим на берегу, другая - к кольям, вбитым в дно водоема.
Над неширокими водоемами ткань растягивается от одного берега до
другого.
В качестве сигнального средства можно с успехом использовать
карманный электрический фонарик. Сигнал, поданный сильным фонарем
читается за 3-4 километра, слабым - до 2 километров. Периодичность
сигнала должна быть 6 раз в минуту. Ответом является сигнал "Вызов
принят, помощь идет!" Он подается с периодичностью 3 раза в минуту, и
также любым доступным способом. Зная азбуку Морзе, с помощью фонаря,
открывая и закрывая отражатель, можно передавать сигнал бедствия и
другие сообщения.
И даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях, когда у
потерпевших нет решительно никакой пиротехники, нет материала для
изготовления сигнальных зеркал и даже ткани на флаги-сигналы, они не
беспомощны. У них есть спички и дрова и, значит, есть возможность
разжечь костер. *Костер* - это самый простой и, наверное, самый
древний способ сигнализации.
Эффективность сигнального костра прямо пропорциональна месту его
разведения. Костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся
с земли и воздуха местности - высоком голом холме, опушке леса,
большой поляне, незалесенном островке посреди водоема, возвышающейся
над лесным массивом скале и т.п. - виден издалека.
Лучше приготовить не один костер, его можно принять за случайный,
а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры.
Например, три костра образуют треугольник, пять - букву "Т".
Расстояние между кострами должно быть не меньше 20-30 метров. Возле
каждого костровища необходимо сложить дополнительный запас дров. В
данном случае экономить силы и время не стоит. Пусть лучше пропадут
впустую несколько кубов заготовленных дров, чем в самый ответственный
момент для поддержания огня не отыщется сухого полена. Во время
сильного снегопада или дождя костровища и запасные дрова необходимо
защитить от намокания, накрыв куском полиэтиленовой пленки, тканью или
толстым слоем елового лапника.
В непосредственной близости от костровищ надо оборудовать
круглосуточный наблюдательный пост, где разжечь и поддерживать
постоянный огонь в небольшом запальном костре.
При видимости самолета, проплывающего по реке или морю судна,
любого другого транспортного средства или людей с помощью углей и
горящих поленьев, вытащенных из "запального" костра, быстро
разжигаются большие сигнальные костры. Сам "запальный" костер в этот
момент заваливать дополнительным топливом не следует, а надо
попытаться раздуть пламя или несколькими ударами по горящим дровам
поднять сноп искр.
Одиночный костер рекомендуется периодически прикрывать куском
ткани или пучком лапника, в крайнем случае, загораживать своим телом.
Прерывистый сигнал обращает на себя больше внимания, чем постоянный.
Таким же способом можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки
Морзе.
В ясную солнечную погоду хорошо заметен белый, клубящийся дым.
Для его получения в разгоревшийся костер подбрасываются зеленые ветки,
мох, трава. В пасмурную погоду лучше виден черный дым - в огонь
добавляются зеленые листья, куски резины, покрышки и камеры от колес
автотранспорта, еловый лапник, сырой мох, масляные тряпки. В
сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал - белый и
черный дым от двух близкорасположенных друг к другу костров.
В пустынной местности для подачи дымового сигнала можно
использовать емкости, наполовину наполненные песком, пропитанным
смазочными материалами, соляркой, бензином. Ночью можно поджигать
собранную и связанную в пучки сухую траву, кустарник.
Ярко горящий в ночи костер пилот пролетающего самолета или
вертолета может заметить за двадцать километров. При наблюдении с
земли костер виден за 8 км.В качестве сигнала бедствия можно использовать *факелы*. Кстати,
они и от зверя помогут уберечься, и костер под дождем развести. Чтобы
изготовить сигнальный факел, надо с нестарой, лучше погибшей березы,
надрать побольше сухой бересты, свернуть ее в тугой свиток и насадить
на длинную палку. Такой берестяной факел будет гореть очень долго,
давая вокруг себя яркий, ровный свет. Если им размахивать над головой
или периодически закрывать пламя, сигнал будет более заметен.
Продолжительность горения факела и интенсивность свечения зависят от
количества бересты, толщины и плотности свитка.
В пустыне факел изготавливается из пустой консервной банки,
привязанной к палке и наполненной песком, пропитанным бензином или
соляркой. Днем для получения густого дыма в банку надо дополнительно
плеснуть масла или бросить несколько небольших кусков резины. Ночью -
использовать чистый бензин или другое горючее, дающее яркое пламя.
Огонь горящего костра или факела можно попытаться "отразить" в
сторону летящего самолета с помощью сигнального зеркала. И даже
элементарная свечка может послужить в качестве сигнального средства.
Хоть это на первый взгляд и покажется странным, но свет свечи лучше
всего различим, когда она горит внутри тканевого (особенно, если ткань
светлых тонов) или снежного убежища. Просачиваясь сквозь
микроскопические отверстия в материале или сквозь снег, особенно в
местах стыков снежных блоков, свет заставляет стены убежища ярко
светиться в темноте. Такие освещенные изнутри снежные убежища или
палатки видны значительно дальше, чем просто зажженная "на улице"
свеча. А если внутри палатки зажечь три или четыре свечи одновременно,
то предел обнаружения светового сигнала в ясную погоду при наблюдении
с воздуха может возрасти до нескольких километров.
Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария"
придуман еще один способ аварийной сигнализации - международная
кодовая таблица.
Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо
заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. Размер одного
сигнала должен быть не меньше трех метров, в противном случае его
будет сложно разобрать с большой высоты.
Сигналы кодовой таблицы
Ограничений в другую сторону нет, чем больше сигнал, тем выше
вероятность, что его заметят.
Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего: из
разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды,
спасательных жилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в
грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного
средства, камней, лапника и веток деревьев. Можно сигнал не
выкладывать, а, например, выкапывать - снять с помощью лопаты или ножа
дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно
уложить вдоль траншеи на траву, внутренней, темной стороной вверх. На
снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или
вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно
выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. В пустыне, где
строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие
валы из песка. Такой знак "работает" два раза в сутки - утром и
вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени,
отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо
читаются с воздуха.
Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст
цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на
светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной -
светлыми.
Каждый знак кодовой таблицы имеет одно единственное, известное
пилоту поискового самолета, значение. Выдумывать собственные сигналы
не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается
тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.
В аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного или
двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если так
можно выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна.
Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик
более внимательно осмотрит, заметит вырезанную в кустарнике
геометрическую фигуру. Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и
дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати,
последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно -
надеть яркую, лучше оранжевую, а в пустыне белую одежду, выйти из тени
деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими
кусками ткани, ночью - факелом или фонариком. Пилот, заметив людей,
обязательно сделает над ними круг или несколько раз качнет крыльями
самолета.
После того, как самолет улетит, пострадавшим необходимо
приготовиться к эвакуации - "реставрировать" прогоревшие сигнальные
костры, паковать вещи, по возможности подготовить посадочную площадку
для спасательного вертолета. Единственное, что они не должны делать,
это менять свой образ жизни - покидать убежища, "добивать" на радостях
НЗ продуктов, беспрерывно торчать на "улице", наблюдая за небом.
Помощь может прибыть не слишком быстро. Спасательные операции нередко
растягиваются на часы, а при неблагоприятной погоде на сутки и даже
недели. То, что потерпевших бедствие обнаружили, лично для них ничего
не меняет и не может служить поводом для ломки налаженного внутри
лагеря аварийного быта. Они, так же, как и раньше, должны нести вахты,
заготовлять дрова, собирать съедобные растения, ловить рыбу, охотиться
и делать другую необходимую для поддержания жизни работу. Только
делать это они должны еще лучше, чем раньше, чтобы, выдержав
многодневное единоборство со стихией, не погибнуть за час до спасения.
А такие случаи, увы, бывали.
Посадочная площадка для вертолета должна быть размером не менее
35х35 метров и располагаться горизонтально или с малым уклоном над
склоном или на вершине купола, откуда возможен так называемый
самолетный взлет, то есть с разбегом. Под склонами нередки нисходящие
потоки, затрудняющие или делающие невозможной посадку. Поверхность
площадки должна быть достаточно твердой. Снег надо утоптать так, чтобы
при ходьбе не проваливались ноги. В зоне посадки не должно быть
препятствий - деревьев, камней, вертикально торчащих предметов. Все
легкие вещи, а также палатки необходимо закрепить с помощью колышков,
вбитых в грунт, и камней. Пилоту вертолета желательно указать
направление ветра при помощи самодельного флажка, сигнального патрона,
дыма костра, куска ткани. Сигнальщик должен всегда становиться спиной
к ветру. Подходить к севшему вертолету можно только по команде пилота
или после полной остановки несущего и рулевого винтов и только спереди
в пределах видимости пилота.
Для общения с пилотами вертолета существует специальная
международная сигнализация жестами.
1. "Здесь сигнальщик!" - руки вверх, ладони внутрь.
2. "Да" или "Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!" - руки вверх,
ладони внутрь, ноги вместе.
3. "Нет" или "Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!" -
левая рука вверх, ноги вместе.
4. "Прямо" - руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги
на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад.
5. "Назад" - руки поднимать вперед до уровня плеч. Ладони вперед.
6. "Стоп! Двигатель остановить" - быстрота скрещивания рук
соответствует степени необходимости остановки.
7. "Все ясно!" (Знак "O'K!";) - правая рука вперед в кулаке,
большой палец вверх.
8. "Зависнуть!" - руки в стороны, ладони вниз.
9. "Ниже" - покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз.
10. "Выше" - покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх.
11. "Посадка" - руки скрестить перед собой внизу.
Если потерпевшие по тем или иным причинам решили, не дожидаясь
помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то
место, где произошла авария, необходимо пометить с помощью описанных
выше способов, а в направлении движения в обязательном порядке
выложить хорошо различимый с воздуха знак из международной кодовой
таблицы.
Одновременно на земле, на видном месте, из камней, куска льда,
бревен сооружается далеко видимый тур-башенка. На его вершине
закрепляются несколько полутора - двухметровых палок, к которым
привязываются яркие лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром
или рядом с ним, в защищенной от непогоды емкости - в бутылке с
залитым стеарином свечи горлышком, тройном полиэтиленовом мешке,
резиновом воздушном шарике и пр. - оставляется записка, в которой
указываются: полные данные потерпевших аварию (фамилии, имена,
домашние и рабочие адреса), кратко описывается авария, перечисляется
имеющееся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты,
вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается
выбранное направление движения. Обязательно указывается год, число и
время, когда оставлена записка. У основания тура из камней или толстых
веток выкладывается несколько стрелок-указателей, направленных острием
в сторону предполагаемого направления движения.
Все ненужные вещи оставляются возле тура на видном месте. Груз в
дорогу, кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования,
оружия, полиэтилена (с помощью которого можно прекрасно защититься от
осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду), следует брать,
исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута,
но не забывая мудрое правило - надеясь на лучшее, готовься к самому
худшему!В ходе движения необходимо как можно чаще метить свой маршрут -
обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в
заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности
метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения - от одной
метки должна быть видна другая. В местах изменения направления
движения следует ставить две - три "больших" метки - крупный затес на
стволе дерева, тур, полосы яркого материала, закрепленные на ветках
дерева, рядом с меткой выкладывать стрелку, указывающую направление
движения. Раз в сутки необходимо оставлять в хорошо заметных местах,
защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой
важной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните,
часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы.Аварийная сигнализация дело не такое простое, как может
показаться по прочтении этого раздела. Всегда остается вероятность,
что поданный вами сигнал, кроме вас самих, никто не заметит. Особенно
это характерно для случаев, когда потерпевших специально не ищут.
Надежда на помощь "большой земли" - штука хорошая, но всегда надо
быть готовым к самоспасению - к выходу к ближайшему населенному
пункту..."
П.С. Я намеренно привела весь текст поста. Там очень по -русски дано объяснение сигнализации костром. Я уже в Параллельных давала эту инфу. Дублирую из другого источника - патамушта яснее уже не куда: чем мог быть костер под Кедром, почему обожжена одежда и почему двое под кедром. И еще я Вам советую почитать боевые хроники Великой Отечественной, особенно в горных районах типа Кавказ[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=2l1bBzv-u6U[/youtube]
Вот здесь замечательная ссылка. Потому что водная гладь океана похожа по способностям отражения к поверхности под снегом и льдом.http://skippers.ru/content/view/261/59/"...22-15 судового времени, в динамиках - голос Насти с Jibacoa: «видели красную ракету?»
Я выскакиваю на палубу и через пару минут слева почти на траверзе вижу в закатных сумерках вспышку почти на самом горизонте под покровом облаков. Это ракета, может быть молния, а может кто устраивает фейерверг. Шестнадцатый канал молчит. Грубо взятый пеленг на возможную вспышку показывает к западу от Ислас-Десертас на юге архипелага. Первоначальное решение изменить курс тает под грузом сомнений: с какого расстояния может быть заметна ракета? Не фейерверг ли это был в преддверии празденства девы Марии?
Судя по тому что вспышка была на самом горизонте - это может быть очень далеко - 50 миль нашим ходом - это целая жизнь, успеем ли если даже это и вправду чей то зов о помощи? Слишком далеко до земли что бы использовать УКВ. Я вызываю на частоте 2182 Мадейра-Радио. С третей попытки они отвечают. Ху из коллинг Мадейра радио? Они переводят меня на другую частоту и после выяснения темы вызова советуют вызвать Синко-Мар на той же частоте аварийного вызова. Я несколько раз вызываю Синко мар сообщая о подозрении на красные ракеты к западу от Пустынных островов. Служба спасения молчит. Шансы найти кого нибудь в этой океанской пустыне кажутся все менее вероятными. Это был глюк! Флотила снова ложится на генеральный курс. Для очистки совести я даю Пан-Пан на частоте 2182 и подымаюсь на палубу...
23-09
В сгустившейся темноте отчетливо проявляется еще одна вспышка, затем почти сразу еще одна. На этот раз мне удалось точно засечь пеленг на вспышку. На этот раз она не выглядит бесконечно далекой. Мы советуемся по радио о возможном расстоянии до источника - миль 7-15 общее мнение всех очевидцев. Это уже шанс. На взревевших движках мы устремляемся новым курсом 215. Через час надо внимательно смотреть на воду. Через полчаса еще одна ракета прямо по курсу. Это уже точно не фейрверг. Я дважды повторяю Пан-Пан по SSB - снова тишина в ответ. Какой то огонек мерещится в непроглядной темноте прямо по ходу. Ульяне, которая стоит за штурвалом, тоже померещился этот же огонек. Наша флотила растянувшись в цепь несется на двигателях в сторону эфимерного огонька. Теперь уже и с других яхт сообщают о т что им кажется виден огонек. Долой стаксель -он загораживает обзор! Я даю запрос на 16 канале есть ли кто в округе кому нужна помощь. Минут через десять в динамиках появляется голос сильным немецким акцентом. Из ломаной речи мы понимаем предположительную причину - неисправен двигатель. К счастью у нас есть Ваня который превосходно говорит на Немецком. С переводчиком переговоры пошли быстрей.
Семейная пара. Моторный катер 12 метров. Двигатель отказал. Течением и волной уносит в открытый океан.
На фоне черной волны и свинцовых облаков приближается огонь терпящего бедствие катера.
0130 судового времени. Мы кружимся вокруг небольшого мотокруизера. Сергей готовит концы к буксировке. На носу безумно раскачивающейся на волнах скорлупки - пожилой немец задает швартов, в освещенном салоне тревожный силуэт испуганной женщины.
На баке в свете фонаря блестят катафоты притороченных к леерам велосипедов - все ясно, - пошли покататься между островами, заглох движок... к ночи унесло далеко в океан..."
Для тех у кого плохо с математикой: 50 миль = 80.4672 километра
15 миль = 24.14016 километраНадо помнить - что полет сигнальной ракета наблюдался с наивысшей точки высоты Чистопа - 1292 м. И это выше всех гор в сторону Отортена и самого Отортена. Стоял морозище, была ясноhttp://pereval1959.forum24.ru/?1-23-0-00000021-000-10001-0#000"...При последнем посещении Екатеринбурга мне удалось узнать телефон Владимирова (участника группы Шумкова) и связаться с ним для уточнения наблюдения "огненного шара" группой Шумкова. Я попросил его по датам уточнить , в какой день и что они наблюдали.
После уточнения он мне сообщил, что полет сигнальной ракеты они наблюдали с Чистопа 5-го февраля (я только не догадался уточнить, в какую ночь - с 4 на 5-е или с 5 на 6-е, - по всем признакам, в ночь с 5 на 6-е). Полет был очень кратковременным, в течение нескольких секунд, причем ниже них, - между Чистопом и Отортеном. Полет вдоль хребта с юга на север с некоторым отклонением с запада на восток.
По словам Владимирова погода была ясной при сильном морозе. Сильного ветра и метели не было. 5-го февраля метеостанция в Бурмантово зафиксировало наиболее сильный провал температур за весь январь-февраль-1959 до минус 39..."
В настоящее время KUK скорректировал дату восхождения группы Шумкова на Чистоп - в ночь с 3 на 4 февраля 1959 года. Об чем я давно просчитала на тайне - до этого уточнения KUKом.http://taina.li/forum/index.php?topic=2166.msg116930#msg116930..."Утром спускаемся с нашего «верблюда» и по долине ручья Тосемья начинаем трудный подъем на хребет Чистой. Елово-сосновый лес сменяется кедровым поясом, затем пошло березовое криволесье. Все. Дальше голый чистый склон горы. Недаром русские назвали гору Чистоп, что значит «чистая». Короток январский день. Солнце медленно скатывается за хребет. Что делать? Спускаться вниз, в кедрач - терять высоту и время. А вершина, вот она, кажется, совсем близко! И команда поддерживает капитана:
- Штурмуем!
А штурм горы всеми предписаниями и инструкциями в ночное время запрещен. Узнает МКК - дисквалифицирует! Оставляем у границы леса лыжи, рюкзаки. Натягиваем на лицо шерстяные маски, лыжные палки в руки и вперед! Под ногами фирновый снег, щебенка, даже своего следа не видно. Подъем идет уступами: крутой склон, наклонная терраса, опять крутой склон. Солнце упало за гору. А впереди маячит остроконечная вершина. У русских она называется Острая Сопка, а у манси - Лошадиная Титька.
По долинам и ущельям ползет густой мрак и туман. Над вершиной ярко горит «вечерняя звезда»- Аврора- планета Венера. Это наш маяк.
Мороз далеко за тридцать. Хорошо, хоть нет ветра. Наконец, последний взлет и мы на вершине! Ночное ощущение неповторимо! На северо - западе тянется Главный Уральский хребет. На фоне черного неба, в 25 километрах от нас белеет снежный купол горы Отортен. Там на вершине наши земляки -студенты УПИ, группа Дятлова.
Быстро в деревянной пирамиде находим каменный тур и банку с запиской пермских туристов и оставляем свою. Это доказательство того, что мы были на вершине - нужно для отчета. Последний раз окидываем взглядом горную ночную страну. Но что это? Над Отортеном, прорезая ночную мглу, взмывает сигнальная ракета. Жилья в том районе нет. Неужели политехники празднуют восхождение? Так ведь они там должны быть несколько дней тому назад!
Задумываться некогда - мороз поджимает. Бегом вниз к лесу наугад. Хорошо, что нет опасных спусков. Но и следов наших не видно. Подбежали к лесу в полной темноте. А где искать наши рюкзаки и лыжи? Влево или вправо? Разбиваемся на группы. Фонарики на таком морозе не горят. Наконец, у одной группы вдалеке вспыхивают огоньки от спичек. Рюкзаки найдены, мы спасены! Спускаемся в кромешной темноте вниз, в кедровый пояс. Там дрова, там жизнь! Но что значит спускаться вниз по крутому склону в темноте? Ужас! Это надо испытать! Только разъедешься и - бряк... Кто-то опять лежит головой в снегу. Только бы не сломались лыжи!
Наконец, кедрач. Расползаемся вокруг, ощупывая каждое дерево - надо найти сухарину. А фонарики, проклятые, не горят на морозе! Но вот крик: -Есть сухое дерево!
Звенит пила. Вспыхивает костер. Теперь при свете огня готовим дрова, разгребаем снежную яму под палатки, ломаем лапник, вешаем ведра со снегом на огонь. Вот теперь можно отдирать примерзшие ботинки от носок, а носки от ног с помощью спирта. У некоторых озноблены пальцы. Медику хватает работы. Слава богу, серьезных обморожений нет. А вот и ужин готов! Все обулись в сухие теплые валенки, согрелись у костра. Мужики вопросительно смотрят то на завхоза, то на капитана:
-А емас будет?- ;
-Ос емас орул!- пожалуйста, заслужили."
http://taina.li/forum/index.php?topic=2166.msg115835#msg115835http://taina.li/forum/index.php?topic=2166.msg117353#msg117353http://taina.li/forum/index.php?topic=2166.msg117823#msg117823http://taina.li/forum/index.php?topic=2166.msg121937#msg121937http://taina.li/forum/index.php?topic=2166.msg118187#msg118187