Это мой окончательный вариант изложения событий, произошедших в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года у подножия горы Холат-сяхыл, составленный на основании собранной и проанализированной мной информации в открытых источниках:
_____________________________________________________________________________
В то время на территории поселока УШМА, расположеннного в глухой горно-таежной местности на правом берегу р. Лозьва в устье ее правого притока р. Ушма, находилось первое в СССР поселение-колония, где проживали расконвоированные заключенные из Ивдельлага.
ИВДЕЛЬСКИЙ ИТЛ
(Ивдельлаг)
Особое техническое бюро N 5 (ОТБ-5) 4 Спецотдела МВД СССР при Ивдельлаге ГУЛЛП МВД СССР в Свердловской области.
Производство: лесозаготовки, стр-во Любвинского сульфитно-спиртового з-да, углевыжигающих печей для древесно-угольной металлургии2, изготовление спецукупорки, обслуживание на контрагентских началах «Богословугля» и Богословского Шахтстроя3, производство мебели, изготовление обуви, стр-во аэродрома в р-не г.Ивдель, работа в ОТБ-5 4-го Спецотдела МВД при Ивдельлаге, обслуживание судорем. мастерских в Першинском затоне, стр-во гидролизного з-да, обслуживание центр. рем.-мех. и электромастерских, сплав, лесо — и шпалопиление, деревообработка, производство ширпотреба, швейное производство, с/х работы, стр-во узкоколейных ж.д., авторог, домостроит. цеха, жилищное стр-во, обслуживание кирп. з-да.
Основными задачами 4-го Спецотдела являлись: использование заключенных специалистов для выполнения научно-исследовательских и проектных работ по созданию новых типов военных самолетов, авиамоторов и двигателей военно-морских судов, образцов артиллерийского вооружения и боеприпасов, средств химического нападения и защиты… обеспечения средствами радиосвязи и оперативной техники…
С 1945 г. спецотдел использовал в так называемых «шарашках» не только советских, но и немецких военнопленных-специалистов, которые занимались разработкой нового топлива для ракет, привезенных из Германии.
Шарашки существовали в системе НКВД СССР под названием "спецтюрем" при заводах, НИИ, лабораториях в основном оборонного профиля, где использовались заключенные для создания и усовершенствования военной техники. Шарашка, шарага — жаргонное название для секретных НИИ и КБ, подчиненных НКВД/МВД СССР, в которых работали заключённые инженеры.
В системе НКВД именовались «особыми техническими бюро» (ОТБ), «особыми конструкторскими бюро» (ОКБ) и тому подобными аббревиатурами с номерами.
Узниками шарашек были многие известные личности, в их числе С.П. Королев и В.П. Глушко.
В.П. Глушко в 1938 г. возглавлял коллектив, входивший в специальное КБ системы НКВД при авиационном моторостроительном заводе в Казани. По инициативе заключенных началось создание реактивных двигателей-ускорителей. Их использование на обычном винтовом самолете давало возможность уменьшить длину разбега и повысить максимальную скорость на несколько десятков километров в час. Жидкостный ракетный ускоритель В. П. Глушко РД–1 успешно прошел испытания и устанавливался на целом ряде самолетов. Работой по установке РД–1 на бомбардировщик Пе–2 занимался С. П. Королев, переведенный по просьбе В.П. Глушко из Омска в Казань, в его группу.
В Советском Союзе работы по созданию ракет с жидкостным двигателем были начаты даже раньше, чем в Германии, однако в довоенное время успеха не было достигнуто из-за сталинских репрессий.
Наибольшее развитие институт шарашек получил после 1949 года, когда 4-му спецотделу МВД была поручена организация «Особых технических, конструкторских и проектных бюро для проведения научно-исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ по тематике Главных управлений МВД СССР» (приказ МВД СССР No 001020 от 9 ноября 1949 г.).
После войны, используя труды пленных немецких ученых, В.П. Глушко создавал новый двигатель на секретном тогда топливе – НДМГ (гептил).
После смерти Сталина (1953 г.) началась ликвидация шарашек.
30 марта 1953 г. был расформирован и 4-й спецотдел МВД, но некоторые «шарашки» продолжали функционировать еще несколько лет и там оставались «пожизненные» заключенные.
Многие немецкие специалисты, которых после войны привезли из Германии, так и остались жить в СССР. Дома их уже никто не ждал, а здесь были свои семьи.
Возможно, в поселке Ушма жили осужденные специалисты, которые работали над созданием нового вида топлива, занимались испытанием двигателя ракеты на этом топливе, либо просто осужденные профессионалы по гидразину, которые проводили испытания нового топлива с целью создания ЖРД на этом топливе.
Где-то по-близости (возможно в районе горы Гумпкопай) размещался небольшой стенд для испытаний двигателей ( там и сейчас есть прямая дорога от лагерей).
Об испытаниях гидразина, как наиболее перспективного горючего для реактивных двигателей впервые упоминается в работах В.П. Глушко с 1953 года. Однако, уже в 1955 году, освоение гидразина как горючего, в связи с его взрывчатостью и высокой температурой плавления (+1,5°С) было отложено. И в поисках нового топлива предлагалось использование фторо-пентаборановое топливо.
В 1957 году В.П. Глушко заявил о новом виде ракетного топлива - диметилгидразине (несимметричного) и предлагал применить его к ракете Р-7.
Во всех вновь разрабатываемых двигателях для ракет дальнего действия как кислородных, так и азотнокислотных, В.П. Глушко намечал использовать в качестве горючего диметилгидразин. Поэтому он ставил остро вопрос перед руководством об обеспечении его этим топливом, т.е. создании производства НДМГ.
Расход этого топлива для исследований В.П. Глушко планировал в 1958 году по 10-15 тонн ежемесячно.
В течении 1958 –1959 гг. проходили испытания над усовершенствованием ЖРД, с использованием нового топлива.
Мной рассматривались 2 варианта событий:
1. Топливо, срок годности которого истек с 1953 года (года начала исследований) нужно было утилизировать(слить) в место нелюдное и далекое от поселения. Был выбран перевал потому, что туда никто не ходит (гора мертвецов), тем более, ночью и потому что все сольется в конечном итоге в реку, но со значительно уменьшенной концентрацией.
2. Возникла аварийная ситуация и заполненный топливом двигатель выбросило в район горы Холат-сяхыл.
3. Возможно, в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на территории горы Гумпкопай проходили испытания нового топлива для ЖРД, либо его доработка. После проведения испытания (возможно даже в аварийной ситуации), топливо из ЖРД было быстро слито в цистерну и вывезено на близлежащий перевал у горы Холат-сяхыл, где ребята разместились на ночевку.
Первый вариант– доставка топлива автомобилем по реке Ауспия для утилизации исключила по долгому и упорному убеждению меня форумчан :).
Второй вариант я отбросила, потому, что от упавшего двигателя должна была остаться воронка, которую ни поисковики, ни в дальнейшем следопыты не нашли. И считаю невозможным то, что двигатель с топливом улетел на такое расстояние.
Если принять третий вариант, тогда объяснимы показания свидетелей об огненных шарах в ночь с 1 на 2 февраля.
Я более склоняюсь к третьему варианту. Но в таком случае возникает снова проблема доставки топлива на перевал. Искала информацию на счет возможности проезда от горы Гумпкопай до перевала. Проход там есть, а вот на счет проезда машиной – не знаю.
В общем, проблема с доставкой топлива на перевал у меня так и осталась неразрешима. :(
Поэтому, пока предоставляю вариант событий без решения вопроса о доставке.
Развитие трагических событий, которые могли происходить тогда, я уже описывала выше, но для того, чтобы не возвращать читателей назад, приведу описание снова:
В ночь с 1 на 2 февраля ребята, отдыхая в палатке, услышали странные звуки на перевале. Кто-то из ребят выскочил и увидел сползающую на него мокрую лавину. По его команде ребята быстро выскочили из палатки без верхней одежды.
Опасность жизни ребят, судя по тому, что они не пытались вернуться к лабазу, исходила сверху. Угроза жизни была до такой степени стремительной и необратимой, что возможности и времени на одевание не было.
Мокрые лавины - это тяжелая масса снега, которая не очень быстро движется, но у нее очень большая масса. Она под себя поджимает, как каток. Если в такую массу снега попасть, шансов остаться живым просто не будет. Она может идти и очень медленно, меньше пяти километров в час, но также мокрая лавина может двигаться и двадцать километров в час. Плотность снежной массы в мокрой лавине — 600-800 кг/м3.
http://video.mail.ru/mail/nesipgerei/26/73.html(Вещи в палатке были смерзшимися, поисковики обратили внимание на то, что снег был необычно твердым, превратившимся в лед, поэтому они палатку с вещами «вырубали топором».
Возле брошенной палатки стоял ледоруб. Возможно, кто-то из ребят пытался, при сходе, вернее медленном сползании мокрой лавины закрепиться вбитым в монолит снега ледорубом, чтобы оказать сопротивление снежному потоку в то время, как некоторые из ребят старались вытащить хоть что-то из вещей.)
Снежная масса сползала уверенно вниз и опасность задерживаться у палатки усилилась.
Ребята вынуждены были спускаться вниз к лесу, потому что сзади их гнала мокрая лавина.
Ушли ребята из палатки без обуви, возможно из-за того, что обувь была непригодна (мокрая в химическом растворе), или из-за того, что мокрая лавина наползала на палатку и вытащить обувь из-под тяжелого мокрого снега, превратившегося в цемент, было уже невозможно. А угроза остаться под приближающейся лавиной была велика. Нужно было как можно быстрее отступать, иначе - неминуема смерть под мокрой лавиной.
Отходили к лесу шеренгой, пытаясь убежать, двигаясь наискосок и вниз по склону. Возможно, они держались за руки, с тем, чтобы, если кого-то лавина накроет – другие смогут вытащить.
Лавина увеличивала скорость и на одном из крутых участков трое из ребят Зина, Рустем и Игорь оказались в теле движущейся лавины.
Ребята пытались выбраться из-под движущегося снега, всеми силами сопротивляясь потоку лавины, но мокрая лавина как каток прошла, нанося травмы и остановившись сковала ребят.
Рустем, как более сильный и выносливый, возможно, прожил дольше Зины и Игоря, сопротивляясь в лавине, задыхаясь и захлебываясь влагой. В легких у Рустема патологоанатомы обнаружили жидкость.
Химический раствор создал хорошие условия для скольжения верхнего слоя снега. Так как склон горы не очень крут, то возник снежный оползень. Сильно увлажненный снежный покров, расползаясь, двигался вниз, набирая массу вовлекаемого снега.
Так как на склоне возле кедра снежная масса встретила препятствия, то движущийся снег, упираясь в него, набирал высоту, притормаживая свое движение. А масса снега за ним продолжала двигаться с прежней скоростью. В результате возле кедра образовалась возвышенность высотой около 2 метров.
Каким-то образом ребята, оставшиеся в живых добрались до кедра. Возможно, двое Юр попали в лавину и вымокли в растворе, Люду, по-видимому, тоже вытаскивали из лавины.
Возле кедра и в окрестности него лежали поломанные мокрой лавиной ветки, из которых ребята соорудили настил. Развести костер было сложно, потому что все ветки были или мокрыми, или находились под мокрым тяжелым снегом.
Вещи с промокших Юр пришлось срезать, так как они превратились в панцирь.
Химический раствор, в котором вымокли Юры, оказал мгновенное действие в виде мозговой рвоты с кровотечением. Ребята скончались.
Оставшиеся в живых отступили в глубь леса и укрылись в овраге, соорудив настил из сломанных лавиной веток. Но так как снег вокруг успел пропитаться влагой, в овраге образовался оползень. Ребята пытались выскочить из оврага, но пласт снега обрушился на ребят, накрыв их 3 метровым слоем снега весом в несколько тонн.
Люда и Семен находились ниже, поэтому воздействие на них снежной массы было намного больше.
Когда весь раствор стек вниз к оврагу, снег в окрестности растаял. Концентрация раствора постепенно уменьшалась, химия в течении 3 дней улетучилась.
Некоторое рассуждение от себя.
Я предполагаю, что ребят кто-то из военных, которые участвовали в испытании топлива, либо те, кто сливал топливо, пытался спасти – вытащить из лавины. Кто-то помогал сооружать им настил, спасать Юр, поэтому костер был разведен именно возле кедра – на видном месте – как знак для помощи извне.
Когда ребята умерли, кто-то помогал оставшимся в живых найти временное укрытие от холода и ветра, и, сделав им настил в овраге, возможно, пошел за помощью, не зная, что настил был сделан в лавиноопасном месте (в овраге) и этим еще раз ребята подверглись угрозе схода мокрой лавины. Что и произошло.
О случившемся, наверное, узнало руководство. Прокуратурой было открыто дело 6 февраля 1959 года. Скорее всего, в этом деле были выставлены обвинения ответственным за обеспечение безопасности на участке, так как появление группы Дятлова в документах и факта ее регистрации не было зафиксировано.
_______________________________________________________________________________
На этом исследования свои заканчиваю.
Мной в течении 3 месяцев изучены всевозможные версии, проработано достаточно много документов. Других вариантов на сегодня у меня нет и думаю, что вряд ли появятся.
На этом извольте откланяться. :)
P.S.
Огромное всем спасибо за помощь и содействие в анализе информации, особенно NLPepper, =Glaff.com=, Artysta343, Suo, ну и конечно же Helga. :)